GAP страхование – важный шаг к идеальному сохранению стоимости имущества

Любой предмет, в том числе и автомобиль, с течением времени подвергается постоянному уменьшению своей стоимости вследствие морального и физического износа. Формулы подсчета износа существуют разные, но если не вдаваться в детали, то страховые компании оперируют значениями от 10% до 20% в год, причем в первое время этот процент наивысший, в том числе и за счет значительной доли морального его фактора.


GAP, или Guaranteed Asset Protection, что в переводе звучит как «Гарантия сохранения стоимости», позволяет страховщикам продать владельцам ТС, имеющим полисы КАСКО (добровольное страхование) дополнительный продукт, позволяющий в строго определенных случаях получить за поврежденный автомобиль такие денежные средства, которые позволят осуществить приобретение нового транспортного средства той же ценовой категории.

Особенности GAP-страхования

GAP двулик, но не в плане обмана, а в том, что если оформляется вместе с полисом КАСКО – это всего лишь страховая «оговорка» – одно из дополнительных условий страхования. Если полное КАСКО (застрахованы оба риска и «Угон» и «Ущерб») оформлено в одной страховой компании, а GAP-страхование оформлено другим страховщиком, то оно имеет все признаки отдельного договора страхования.

В случае угона (хищения) ТС условия программы GAP вступят в силу только при условии наличия полиса полного КАСКО.

GAP-страхование – это довольно редкое явление на страховом рынке России. Немногие страховые организации имеют в своем портфеле такой продукт. Рассмотрим подробнее, что скрывается под этим не очень понятным названием – «Гарантия сохранения стоимости». Для этого стоит напомнить, что в КАСКО имеют место такие понятия как полная гибель застрахованного имущества при угоне (хищении) и/или полное его уничтожение в результате иного страхового случая (с остатками или без оных) и/или экономическая нецелесообразность восстановления (ремонта) имущества, которую каждый страховщик прописывает в правила страхования по-своему. Традициями страхового оборота принято считать нецелесообразным восстанавливать имущество, только в том случае, если затраты на его ремонт превышают 2/3 его первоначальной и/или застрахованной стоимости.

Однако, даже если авто было застраховано прямо в автосалоне на его полную действительную стоимость, то владелец полиса полного КАСКО никогда не получит страховую выплату в размере, в котором ее хватило бы на приобретение аналогичного нового транспортного средства, кроме нескольких исключительных случаев, а именно:

  • если договор страхования действовал до наступления страхового события менее месяца и износ страховщиком не начислялся;
  • если цены на аналогичное ТС за прошедшее время не выросли или тем более снизились;
  • если выплата произведена на первом году страхования (иногда это возможно на 2-ом году), а у владельца машины имелся полис GAP-страхования.

Главная причина такого положения дел конечно износ автомобиля. Кроме того, страховая сумма, которая не может превышать действительную стоимость ТС, ежегодно становится все меньше и меньше стоимости его в новом состоянии, но только в том случае, если цены на новое авто не «упадут» в 1,5 – 2 раза и страховщики «на страже» сразу же уменьшают страховую сумму. То есть уже 2-3 летняя машина может стоить на 1/3 меньше. Эту разницу и покрывает выплата по полису Гап-страхования.

Действует следующий порядок:

  • происходит оплата по полису КАСКО;
  • определяется разница между стоимостью данного ТС в новом состоянии и выплаченной по КАСКО суммой, и она сравнивается со страховой суммой (лимитом ответственности) по полису ГСС;
  • производится выплата наименьшей из вышеуказанных двух сумм.

В страховых компаниях выплат в размерах больших, чем страховая сумма (лимит ответственности) по договору страхования (страховому полису) не существует.


Определение страховой суммы и страховой премии по полису GAP-страхования

Тарифы у всех страховщиков различаются. Но если владелец нового транспортного средства давний страхователь и имеет положительную страховую историю, то ему полагаются дополнительные скидки и некоторые бонусы. Существенно влияет на стоимость такой страховки марка автомашины и ее место в списке «угоняемости» у конкретной страховой организации. В среднем, в расчете на 1 миллион страховой суммы по полному КАСКО, необходимо будет дополнительно оплатить от 10 до 20 долларов США, естественно в рублях по текущему курсу (от 0,6% до 1,2% от страховой суммы).

Договор GAP-страхования можно заключить только сразу по приобретении автомобиля и только как дополнение к договору полного КАСКО. При этом ТС может быть только что выпущено с конвейера автомобилестроительного завода, продано в новом состоянии через год-два после даты выпуска, или успело «накатать» сотню другую тысяч километров.

Договор GAP-страхования – это документ с необычайно малым лимитом времени для его оформления. Он заключается сразу на несколько лет (обычная практика, когда на приобретение новой машины требуется получение кредита банка) или на один год с последующим продлением срока действия, если владелец авто сочтет такое продление целесообразным. При продлении данного договора страховщик оценивает машину и устанавливает новую страховую сумму (лимит ответственности) и тариф, обычно в несколько большем размере, на основе которых и определяется сумма, подлежащая уплате (страховая премия).

Плюсы и минусы GAP-страховки

К несомненным плюсам этого вида страхования можно отнести:

  • Его уникальность. Ведь GAP-страхование – это единственная страховая оговорка, при помощи которой можно получить средства, равные полной стоимости ТС без износа, или сумму близкую к ней.
  • Возможность включения этой оговорки сразу в полис полного КАСКО или получение отдельного полиса гарантии сохранения стоимости у другого страховщика, имеющего право (лицензию) на этот вид страхования.
  • Возможность оформления полиса как на новое, так и на подержанное авто.
  • Отсутствие влияния на ценообразование по данному страховому продукту таких факторов как мощность транспортного средства, регион использования, возраст и стаж водителя и так далее.

Очевидными минусами этого страхования являются:

  • Ограниченный срок для принятия решения о заключении договора GAP-страхования.
  • Необходимость расторжения с несоизмеримостью потерь времени на это и незначительной суммой к получению, в случаях досрочного погашения кредита, продажи ТС, наличия отдельного полиса ГСС-страхования и подобных этим случаях.
  • Установление лимита ответственности по такому полису по соглашению сторон, а не по умолчанию в виде разницы стоимости ТС данной марки и выплаченной по КАСКО суммой.

GAP-страхование и приобретение автомобиля в кредит

В настоящее время самыми активными распространителями полисов и самого понятия GAP-страхования являются сотрудники банков, в которые обращаются граждане, желающие приобрести машину получив кредит, а не копить на её приобретение деньги долгое время или не собирать их по друзьям и знакомым. Это довольно выгодно для организаций, так как:

  • уменьшается вероятность невозврата кредита (его части);
  • повышается благосостояние как банка, так и личное, так как страховщики за каждый договор, заключенный при помощи банка, выплачивают не менее половины страховой премии.

Сотрудники банков часто прямо «навязывают» клиентам GAP-страхование на весь срок кредита обоснованно утверждая, что в этом случае проблем с погашением самого кредита не возникнет. Но если существует мысль погасить кредит досрочно, то необходимо оформлять Гап-полисы к договорам «полного» КАСКО только на один год.

Заключение

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что GAP-страхование – это такой продукт, который, во всяком случае в ближайшие годы, не приобретет массовый характер и останется уделом либо чересчур предусмотрительных автовладельцев, либо клиентов банков, которые обзаводятся автомобилем с помощью кредита, где GAP-страхование особенно в первые годы погашения заемных средств действительно может показать всю свою выгоду и эффективность.


Оцените статью
Полис ОМС
Добавить комментарий